Изучение физики в школе. Обучающие программы.

Выберите, пожалуйста,
интересующую Вас тему:

Введение

Атомная физика

Электромагнетизм

Механика

Теплота и молекулярная физика

Волны

Оптика

Теория относительности

Колебания

Астрономия

>> Колебания

Описание программы zg

Скачать эту программу 27 Kb

                          Программа zg.

   Имитирует работу звукового генератора.
   После запуска предлагает ввести частоту (рекомендует  2000  Гц,  но
допускает и  другие значения).  После запуска слышен звук,  у которого
частота основного тона равна введенному значению.
   Одновременно на  экране  появляется график гармонического колебания
той же частоты, а также выделенная зеленым цветом инструкция: "нажимай
u для увеличения частоты,  а d для ее уменьшения". Белая надпись подс-
казывает, что для выхода из программы следует нажать клавишу "Esc",  а
для возврата на начало - клавишу "r".
   Программу можно использовать для наглядной демонстрации зависимости
высоты тона  звука  от  частоты при отсутствии звукового генератора (в
настоящее время прибора более редкого в школах,  чем  компьютер).  Для
этого можно, заставив звучать звук , например, на частоте 1000 Гц, об-
ратить внимание учащихся на то, график изображает колебание с периодом
1 мс.  Затем, возвратившись к началу программы, задать другую частоту,
скажем, 2000 Гц - ученики ощущают повышение тона звука. (Изменить час-
тоту можно и плавно с шагом 1 Гц, пользуясь клавишами "u" или "d"). При
этом график отразит изменение колебания.
   Программа позволяет  демонстрировать  явления интерференции и,  при
наличии второго компьютера или звукового генератора, биений.
   В первом случае станем наблюдать интерференцию звуковых волн,  иду-
щих от динамика компьютера и волн,  отраженных от  стен  и  окружающих
предметов.  Если работать на частоте 2000 Гц, то расстояние между мак-
симумами и минимумами составит величину порядка 15 см.  Поэтому для их об-
наружения достаточно,  заткнув одно ухо,  плавного покачивания головой
наблюдателей-учеников. Эффект будет наблюдаться и при неподвижных наб-
людателях,  если  предложить  одному  ученику  передвигаться по классу
(особенно если он держит перед собой предмет,  хорошо отражающий звук,
например, кусок пластика или полированной фанеры).
   Во втором случае ,  запустив рядом стоящие два источника  звука  на
частотах, отличающихся  на  небольшую  величину (к примеру,  2000 Гц и
2004 Гц),  регистрируем на слух или визуально - при помощи микрофона и
осциллографа -  периодическое  ослабление и усиление звука с частотой,
равной разности частот, излучаемых источниками.