Изучение физики в школе. Обучающие программы.

Выберите, пожалуйста,
интересующую Вас тему:

Введение

Атомная физика

Электромагнетизм

Механика

Теплота и молекулярная физика

Волны

Оптика

Теория относительности

Колебания

Астрономия

>> Теплота и молекулярная физика

Описание программы mol-form

Скачать эту программу 24 Kb

                     Программа mol-form.

   Предназначена для  проверки знаний учащихся формул начала темы "Мо-
лекулярная физика" после ее прохождения. Она проверяет понимание физи-
ческого  смысла величин,  входящих в формулы и основана на выборе пра-
вильного ответа из предложенных.  Особенностью программы является  то,
что среди этих предложенных ответов нет в принципе неправильных;  уче-
ник должен лишь выбрать,  какой соответствует именно данной ситуации и
набрать его номер.  Таким образом,  у учащегося в подсознании,  в зри-
тельной памяти не остается ничего,  противоречащего истине. Набрав но-
мер того ответа,  который он считает правильным, ученик видит на дисп-
лее комментарий к своим действиям (был ли  выбранный  ответ  верен;  в
случае ошибки программа укажет, каким должен был быть правильный ответ
и, при необходимости, объяснит причину ошибки).
   Программа может также использоваться и как обучающая, поскольку ра-
бота ученика с ней комментируется,  компьютер указывает на допускаемые
ошибки,  вскрывает их суть и дает рекомендации к ликвидации пробелов в
знаниях.
   Предусмотрена возможность работы в  двух  режимах,  соответствующих
разноуровневому обучению; каждый ученик может выбрать, на каком уровне
он будет вести диалог с машиной. Первый предполагает простое воспроиз-
ведение знаний, полученных на уроке(репродуктивный уровень). На втором
уровне предъявляются вопросы,  требующие размышления и анализа нестан-
дартных ситуаций и знаний, выходящих за пределы стандарта образования.
   В каждом режиме имеется несколько вариантов заданий,  состоящих  из
шести вопросов.  После того,  как один из учеников закончил работу  по
некоторому  варианту,  программа  предлагает следующему ученику другой
вариант, в котором расположение и номера правильных  ответов  окажутся
другими. Сведения  об  отвечавших (каким был его номер по порядку,  по
какой программе и на каком уровне он работал,  какую  оценку  получил,
когда начал и когда закончил ответ) автоматически заносятся в архивный
файл с именем arhocen.txt.  Таким образом,  проверка  знаний  учащихся
программой mol-form или обучение ею не требует затрат времени или вни-
мания учителя;  все идет автоматически. После уроков в свободное время
учителю  или лаборанту останется перенести в классный журнал оценки из
архивного файла и проанализировать их.
   На выполнение каждого задания отводится 8 минут. Программа информи-
рует об этом при начале работы,  а также систематически в процессе ра-
боты сообщает,  сколько времени уже потрачено. Если ученик не уложился
в отведенное ему время, то компьютер сообщит об этом, выставит оценку,
которую тот заслужил и окажется готов к опросу следующего.
   Если в школе имеется компьютерный класс, то программу можно исполь-
зовать в  виде контрольной работы после изучения соответствующей темы.
Так как номера правильных ответов у каждого  персонального  компьютера
будут разными,  то ученики,  даже отвечающие по одинаковому варианту ,
не имеют возможности подсказывать друг другу.
   При наличии одного компьютера в кабинете, оказывается полезным пер-
манентный,  из урока в урок опрос четырех-шести учеников (практически,
как  показал  наш  опыт такого использования программы,  на это уходит
около 15 минут - в это время проводится традиционная проверка домашне-
го  задания у остальной части класса) с той целью,  чтобы за несколько
уроков у всех было проверено знание формул.  При неудачном ответе уче-
ник знает,  что  он будет опрошен на одном из следующих уроков и имеет
возможность заблаговременно доучить материал.  Таким образом при мини-
муме затрат времени учителя он добивается знания формул всеми ученика-
ми класса.
   Методика работы с программой крайне проста. После запуска на экране
появляется инструкция для ученика,  которая объясняет,  как надо рабо-
тать с компьютером, а затем - запрос о том, на каком уровне будет про-
ходить общение с машиной.  Когда учащийся введет номер желаемого уров-
ня,  ему поочередно предъявляются вопросы и пронумерованные  возможные
ответы.  Ученик  вводит  номера ответов,  которые считает правильными;
программа выдает комментарий к выбранному ответу, а после всех ответов
- общую оценку и сообщает о готовности работы со следующим учащимся.
   Выход из программы осуществляется клавишей Esc.