Изучение физики в школе. Обучающие программы.

Выберите, пожалуйста,
интересующую Вас тему:

Введение

Атомная физика

Электромагнетизм

Механика

Теплота и молекулярная физика

Волны

Оптика

Теория относительности

Колебания

Астрономия

>> Механика

Описание программы bros-trp

Скачать эту программу 18 Kb

       Инструкция к программе bros-trp и методика работы с ней.

     Программа предназначена для иллюстрации учителем рассказа  о бал-
листическом движении. Применять программу желательно совместно с прог-
раммой brosok (того же автора),  которая служит для изучения  движения
тела под  действием  только  силы  тяжести  вблизи земной поверхности.
Предлагаемая программа создана на основе идей, примененных в программе
Гришина (см. журнал "Физика в школе" номер 5 за 2000 г).
     Программа рисует траектории движения тела, брошенного под углом к
горизонту с учетом сопротивления воздуха и изображает проекции скорос-
ти летящего тела. Запустив программу, видим предложение ввести коэффи-
циент (около 10000),  определяющий темп работы, удобный для объяснения
материала учителем.  Чем больше число, тем медленнее работает програм-
ма.  После  этого потребуется ввести начальную скорость V0 ( от 100 до
2000 м/c - без наименования) и угол А вектора скорости  с  горизонтом.
В результате этого на экране появляется картинка, на которой изображе-
на поверхность почвы с метками расстояний,  вектор скорости V0  и  его
характеристики. Нажав пробел, видим проекции скорости V0x и V0y на оси
ОХ и OY. Следующее нажатие пробела покажет траекторию движения матери-
альной точки, брошенной со скоростью V0 под углом А к горизонту. Здесь
же мы наблюдаем и изменение проекций скорости.  Если во время движения
нажать пробел,  то  процесс остановится (для его детального рассмотре-
ния); следующее нажатие пробела продолжит  движение.  Для  продолжения
работы (рассмотрения траектории при других скоростях) нажимают пробел,
для выхода из программы - клавишу "Esc".  В  первом  случае  повторяем
действия, описанные выше (теперь вся информация о новом движении отоб-
ражается другим цветом - для облегчения сравнительного анализа  движе-
ний).
     Получив несколько картинок для различных по модулю и  направлению
скоростей, предлагаем учащимся ответить на вопросы,  помогающие разоб-
раться с кинематикой и динамикой изучаемого движения, например:

     В чем отличия баллистического движения  при  наличии  воздуха  от
идеального (при отсутствии сопротивления,  то есть при движении только
под действием силы тяжести)?
     Симметрична ли  траектория  при движении в атмосфере относительно
ее верхней точки. В чем отличие половин? Почему?
     При каких скоростях асимметрия особенно заметна,  а при каких она
не существенна? Почему?
     В чем отличие движений при разных скоростях? Почему?
     При каких  условиях траектории с учетом трения и без него практи-
чески совпадают?
     Почему при больших скоростях и небольших углах траектория сначала
изгибается вверх?

     Если дети  затрудняются  ответить  на некоторые вопросы,  следует
рекомендовать им спланировать и провести соответствующие  компьютерные
эксперименты, используя данную программу.