Изучение физики в школе. Обучающие программы.

Выберите, пожалуйста,
интересующую Вас тему:

Введение

Атомная физика

Электромагнетизм

Механика

Теплота и молекулярная физика

Волны

Оптика

Теория относительности

Колебания

Астрономия

>> Механика

Описание программы lodka

Скачать эту программу 27 Kb

           ИНСТРУКЦИЯ И МЕТОДИКА РАБОТЫ С ПРОГРАММОЙ lodka.

   Запустив программу,  видим на мониторе условное изображение подвод-
ной лодки, плавающей на поверхности воды. Шероховатое дно выделено ко-
ричневым цветом. Внутри лодки заметны балластные цистерны; доступ воды
в них пока что закрыт специальными заслонками. Показаны действующие на
лодку и уравновешивающие друг друга сила тяжести mg  и  сила  Архимеда
Fa.  В  верхней части экрана приведена инструкция по работе с програм-
мой.
   При нажатии клавиши "d",  как это следует из инструкции,  откроются
заслонки, вода заполнит балластные цистерны. Наблюдаем увеличение силы
тяжести и,  вследствие этого,  погружение лодки. Такое погружение про-
должается до тех,  пока лодка не коснется дна. При этом возникнет сила
реакции дна,  которая вкупе с силой Архимеда уравновесит силу тяжести;
лодка станет покоится на дне.
   Погружение субмарины  можно было остановить и до достижения ею дна,
на любой глубине.  Для этого требуется  (нажав  клавишу  "с")  удалить
часть жидкости из балластных цистерн так,  чтобы сила тяжести mg судна
стала равна силе Архимеда Fa.
   Чтобы всплывать,  лодка  должна  освободиться  от воды в балластных
цистернах. Учитель объясняет, что с этой целью цистерны продувают сжа-
тым воздухом, давление которого должно быть больше, чем давление окру-
жающей лодку воды. На схеме это реализуется нажатием клавиши "u". Сила
тяжести mg становится меньше силы Архимеда Fa; лодка поднимается.
   Следует обратить внимание на то,  что как только корпус судна пока-
жется из-под воды, сила Архимеда Fa станет уменьшаться (так как стано-
вится меньше объем его погруженной части). Всплытие прекратится тогда,
когда эта сила сравняется с силой тяжести mg.
   Процессы погружения,  всплывания и плавания можно повторять неогра-
ничено, пользуясь клавишами "d", "u" и "c".
   Заметим, что, нажав клавишу "s", можно изменить поверхность дна во-
доема - сделать его гладким. В этом случае принципиально другой станет
ситуация,  когда лодка ляжет на дно.  Теперь доступ воды под ее  днище
прекратится;  давление жидкости будет происходить только сверху. В ре-
зультате вместо выталкивающей силы Архимеда Fa (которая есть  разность
сил давления жидкости снизу и сверху) появится сила,  прижимающая суб-
марину ко дну. Лодка всплыть уже не сможет (даже если очистить ее бал-
ластные цистерны).
   Чтобы продолжить работу с программой, следует изменить характер дна
клавишей "s".
   Выход из программы осуществляется клавишей Esc.