Изучение физики в школе. Обучающие программы.

Выберите, пожалуйста,
интересующую Вас тему:

Введение

Атомная физика

Электромагнетизм

Механика

Теплота и молекулярная физика

Волны

Оптика

Теория относительности

Колебания

Астрономия

>> Механика

Описание программы Traektor

Скачать эту программу 29 Kb

                     ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ traektor
                       И МЕТОДИКИ РАБОТЫ С НЕЙ

   Программа помогает  учителю  наглядно  объяснить ученикам,  впервые
изучающим понятия траектории, пути, перемещения, прямолинейного и кри-
волинейного движения, а также равномерного, неравномерного, ускоренно-
го и замедленного движений.  Одним из преимуществ  программы  является
то,  что изображения движений и их траекторий оказываются в плоскости,
перпендикулярной лучу зрения учащихся, и поэтому легко наблюдаемы.
   После запуска  программы на экране появляется запрос о рабочем шаге
и о желаемом темпе ее выполнения.  При излишне большом  шаге  теряется
иллюзия непрерывности движения шарика по экрану, а при слишком малом -
растягивается время выполнения.  Поэтому выгодно  ввести  те  значения
этих величин,  которые указаны на экране; после чего появится криволи-
нейно движущийся шарик.  Через равные промежутки времени положение его
центра будут отмечаться точками, которые изобразят траекторию движения
шарика и позволят учителю дать определение:  "Траектория - это  линия,
по которой движется тело;  множество точек пространства, в которых по-
бывало тело".
   Учитель отмечает, что видимая на экране траектория представляет со-
бой кривую линию и дает определение криволинейного  движения.Нажав  на
пробел,  получаем рисунок N 2, на котором шарик движется прямолинейно.
Предлагаем учащимся сравнить рисунки и затем на основании анализа сле-
дует  вывод о классификации движений на криволинейные и прямолинейные.
Просим детей привести примеры из их жизненного  опыта,  когда  бы  они
встречались с криволинейными и прямолинейными движениями, а также оце-
нить, какое из них встречается чаще.
   Теперь можно дать определение пути как расстояния,  пройденного те-
лом вдоль траектории.  Предлагаем при помощи измерительной ленты изме-
рить пути обоих движений и сравнить их.
   Чтобы у учеников не создалось неправильного  представления  о  том,
что длина траектории и путь - одно и то же,  нажав на пробел,  демонс-
трируем рисунок N 3,  на котором шарик, колеблясь, раз за разом пробе-
гает одну и ту же траекторию.  Наблюдая за движением шарика на экране,
мы видим, что путь , пройденный им с течением времени, непрерывно воз-
растает,  тогда как траектория (и, значит, ее длина) остается неизмен-
ной.
   Обращаем внимание  на то,  что хотя отметки положений центра шарика
производились через равные промежутки времени,  они оказались располо-
жены на неравных расстояниях друг от друга.  Просим учеников объяснить
причину этого.  В процессе беседы приходим к  выводу  о  существовании
двух классов движений:  равномерных движений и неравномерных движений.
Даем соответствующие определения.
   Нажав еще раз пробел, демонстрируем рисунок N 4, на котором отметки
положения шарика со временем оказываются все  дальше  друг  от  друга.
Спрашиваем учащихся,  как бы они могли назвать такой вид движения ?  В
ходе дальнейшей беседы приходим к определению ускоренного движения.
   Таким же  образом работаем с рисунком N 5 и анализируем случай дви-
жения замедленного.
   Отмечаем, что  движения  по  рисункам N 1 и N 3 нельзя отнести ни к
ускоренному (как в опыте N 4),  ни к замедленному (как в опыте  N  5);
такие  движения можно назвать неравномерными или переменными движения-
ми.
   Для объяснения понятий пути,  перемещения и их  дифференциации  еще
раз нажимаем пробел и рассматриваем рисунки N 3 и N 6.  Даем определе-
ние пути как расстояния, пройденного движущемся телом вдоль траектории
(траектория  -  множество точек,  в которых побывало движущееся тело).
Путь на рисунке N 3 оказывается равным учетверенной длине  траектории,
а  на  рисунке N 6 - сумме длины траектории и отрезка от правого конца
траектории до остановившегося тела.  Указываем, что перемещением назы-
вается направленный отрезок (вектор),  соединяющий начальное положение
тела с его конечным положением. В ходе беседы выясняем, что на N 6 мо-
дуль  перемещения  равен  разности длины траектории и отрезка между ее
правым концом и остановившимся телом, а на N 3 перемещение равно нулю.
   Для выхода  из программы следует нажать пробел,  а для повторения -
клавишу R.